Материал не исключает необходимость чтения отрывка Евангелия

Беседу Иисуса Христа со старейшинами, которая проходила при стечении народа в Храме, обычно относят ко вторнику страстной седмицы. (Мф.21:23; Мк.11:27; Лк.20)

Структура беседы:

Притчи в ответ

Иисус приводит три притчи: о двух сыновьях, о злых виноградарях и о званных на брачный пир.

Эти притчи имеют некоторые общие черты:

Важно помнить, что притча о званных на вечерю (Лк.14:16-24) и притча о званных на брачный пир (Мф.22:1-14) являются разными текстами

Искусительные вопросы

Одним из способов оказаться правым является тактика "опорочить оппонента", и именно к нему и прибегают старейшины. Вопросы направлены на разжигание спора в народе или повода к заключению под стражу. Не случайно Иисус говорит о лукавстве и искушении, так как любой ответ на поставленный вопрос имеет два варианта прямых ответа, оба из которых несут негативные последствия. Но на все вопросы Христос отвечает третим, неожиданным для всех вариантом.

  1. О подати Кесарю.

    Преследуется цель объявить Иисуса либо бунтовщиком в глазах Рима, либо одобрить ненавистную оккупацию в глазах людей и нарушить Писание (Втор.17). Но Иисус разделяет области: если Вы используете в повседневной жизни римские деньги, то и подчиняйтесь римским законам, но в жизни духовной имейте плод духовный, от которого и жертвуйте должное. Слова Иисуса "Итак отдавайте Кесарево Кесарю, а Божие Богу", нужно понимать так: исполняйте свои обязанности и по отношению к миру, и по отношению к Богу, соответственным образом.

    налоговые деньгиналоговые деньги
    При жизни Христа правил Римский император Тиберий (14-37 г.) Традиционно считается, что говоря эти слова, Христос показывал на денарий Тиберия (см.изображение). Эти монеты принято называть "налоговые деньги" (tribute penny) т.к. ими взимались налоги в то время.
  2. О Воскресении мертвых.

    Основным отличием саддукеев и фарисеев, самых влиятельных социальных групп в народе, было отношение к вопросу бессмертия душ и воскресения. Вопрос с вымышленными братьями и одной женой, который приводят саддукеи, затрагивал закон ужичества, соблюдая который следующий младший брат обязан брать себе в жены вдову старшего брата, если у умершего не было наследника и "восстанавливать семя брату".

    Святой Иоанн Златоуст, аппелируя к суеверию среди иудеев, сомневается, что такая ситуация вообще могла случиться.

    Любой ответ (согласительный или нет) на вопрос о воскресении затрагивал Писание и вызывал споры и разделение в народе. Иисус и тут отвечает без ответа, указуя на то, что Бог является Богом живых, и на то, что жизнь Будущего Века не мереется земными законами.

  3. О большей заповеди.

    Коварство вопроса заключается к постоянным спорам между иудейскими книжниками, которые различали в Законе заповеди большие и меньшие. Иисус отвечал прямо словами Закона (Втор.6:3), т.е. сводил весь Закон до двух заповедей, отвечающих на вопрос "зачем" и "как": зачем - о почитании Подателя жизни; как - о любви ближнего.

Вопрос к старейшинам

Приводя слова царя Давида о Сыне и Господе, Иисус просит растолковать их. Суть вопроса сводится к рассуждению: если Мессия только потомок Давида, то как Он мог существовать тогда, когда Давид писал о Нем, а если Он Существовал уже тогда, и Давид назвал Его своим Господом, то, следовательно, Он не просто человек, как думали фарисеи, а в то же время и Бог, то есть Богочеловек. Иисус обличил их невежество в законе и одновременно дал свидетельство о Своем Божественном достоинстве и вечном бытии.